Как баланс белого влияет на фотографию

Многие из вас, наверняка сталкивались с ситуацией, когда вы открываете на компьютере фотографии, сделанные на отдыхе и обнаруживаете, что некоторые из них имеют неестественные, если не сказать ужасные цвета: кожа у людей имеет болезненный оттенок, белые футболки имеют голубой цвет, в общем, снимки никуда не годятся. Все это произошло из-за ошибки в выборе баланса белого в вашем фотоаппарате: либо автоматика, либо вы ошиблись, при выставлении баланса белого. Для того, чтоб избежать такого рода ошибок, давайте рассмотрим что такое баланс белого и как в будущем избежать ошибок при его настройке.

Зачем нужно знать что такое баланс белого?

Понимание, что такое баланс белого в вашем фотоаппарате - это один из ключевых моментов получения качественных снимков цифровым фотоаппаратом. Неправильно выставленный баланс белого, в лучшем случае, отнимет у вас много времени для пост обработки фотографий, а в худшем - испортит фотографию, которую восстановить невозможно. Поняв, что такое баланс белого, и как его правильно настраивать, вы сможете уберечь себя от необходимости тратить драгоценное время на приведение в порядок цветового баланса фотографий.

В данной статье мы на примерах увидим что такое баланс белого, как его настроить в фотоаппарате и увидим как неправильно выбранный баланс белого влияет на фотографию.

Что такое баланс белого?

Для того, чтоб понимать важность правильного выбора баланса белого, следует усвоить два ключевых момента. Первый - это то, что свет, излучаемый любым источником света имеет свою цветовую температуру.

Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина, а диапазон температур света, который мы вокруг себя видим, находится в пределах от 1000К до 10000К.

  • Свет, излучаемый при горении свечи, лампы накаливания и ранними лучами солнца имеет очень теплые, смещенные к красному/желтому тонам и находится в самом начале шкалы (в районе 1000-3000К).
  • Полуденное солнце и свет от вспышки фотоаппарата имеет нейтральные, близкие к белому тона (в районе 4000-5000К).
  • Источники, излучающие свет с цветовой температурой выше 5000К — в основном, это лампы дневного освещения, чаще всего используемые в офисных помещениях.

Если вы хотите более детально узнать про источники цветовой температуры — прочитайте соответствующую статью на сайте Википедии.

Следующее, что следует знать про цветовую шкалу — это то, что не смотря на то, что человеческий глаз может спокойно различить температуру света, излучаемого лампой накаливания и флуоресцентной лампой, в подсознании, мозг человека переопределяет цвета таким образом, что при любом освещении вы сможете различить белый цвет. Человеческое зрение (как глаза, так и центры обработки изображения человека) чудесным образом умеет постоянно адаптироваться к смене внешних источников освещения, тем самым давая возможность на лету корректировать то, что мы видим. Если посмотреть на кого-либо, одетого в белую футболку, то при любом освещении, как от ламп накаливания и от лучей восходящего солнца, так и от флуоресцентных ламп, благодаря тому, что наше сознание автоматически подстраивается к текущим условиям освещения, вы без труда определите, что футболка именно белая.

В отличие от человеческого глаза, цифровой фотоаппарат не имеет такой чудесной возможности автоматической автоподстройки. Для определения цветовой температуры, цифровые камеры должны использовать свои алгоритмы, для того, чтоб наиболее точно определить нейтральные тона (белые, серые и черные), а затем подстроить все изображение под цветовую температуру найденных нейтральных тонов изображения. Как вы понимаете, эта работа довольно-таки сложная, для того, чтоб сделать ее идеально.

Развитие технологии, в том числе технологии обработки изображений позволило повысить точность определения современными цифровыми камерами белых/нейтральных тонов, которые должны учитываться при определении цветовой температуры снимка, но в некоторых случаях камера все-равно ошибается. Автоматический баланс белого вашего фотоаппарата работает без ошибок большую часть времени, что позволяет создать иллюзию полной защищенности, но в конечном итоге в один прекрасный момент, просматривая дома фотографии, вы, к своему огорчению, можете обнаружить изображенных на них людей с черезмерно румяной, либо черезмерно бледной кожей.

В качестве аналогии для системы определения автоматического баланса белого цифрового фотоаппарата, можно привести в пример систему грамматической проверки современных текстовых процессоров. Текстовый процессор точно не знает Русский язык, как знает его человек, но у программы есть алгоритм, благодаря которому та может делать замечания и исправления. По аналогии, алгоритм фотоаппарата не может 100% знать как должна выглядеть конкретно взятая сцена, как видит ее человек. Как система грамматической проверки анализирует введенный текст и делает умозаключение «По-моему, здесь должна быть запятая...» и подчеркивает область, которую она считает проблемной зеленым цветом, так и система определения баланса белого фотоаппарата делает умозаключение «Я считаю, что для условий А, в которых делался данный снимок должен быть баланс белого Б».

Управление Балансом Белого

 

Большинство фотоаппаратов и даже телефонов, оснащенных фотоаппаратами, предоставляют возможность выбрать Баланс Белого вручную. На фотоаппаратах и смартфонах начального уровня, этот функционал ограничен стандартным набором вариантов, таких как «Автоматический», «В помещении» и «На улице», а камеры более высокого уровня предоставляют более широкий список предварительно калиброванных режимов, а также предоставляют возможность установить баланс белого вручную, в соответствии с текущими условиями освещения.

Для целей данной статьи будет использован цифровой фотоаппарат, Nikon D200, но рекомендации описанные в данной статье, относятся к любой цифровой камере, предоставляющей возможность выбора Баланса Белого, или установки его вручную.

Обычно, в "Автоматическом режиме" (что и подразумевается из самого названия режима съемки), цифровые камеры не дают возможности установить Баланс Белого вручную. Для того, чтоб иметь возможность выбора Баланса Белого вручную, следует использовать другой режим, например «Приоритет выдержки», «Приоритет диафрагмы», или «Ручной режим».

Установив камеру D200 в режим «Приоритет диафрагмы», мы имеем возможность открыть параметры Баланса Белого в "Меню съемки":

 

Сейчас мы воссоздадим фотографии, с умышленно неверно выставленным Балансом Белого, для того, чтоб показать к каким эффектам на снимке это может привести. Сначала сделаем эталонный снимок, в автоматическом режиме выбора Баланса Белого. Для нашего снимка, подготовим белый лист бумаги, который разместим в кадре, вместе с остальными предметами, для того чтоб можно было оценить правильность установки Баланса Белого, а также для того, чтоб можно было судить о том как влияет баланс Белого на общий цветовой баланс фотографии.

Следующая фотография сделана в режиме выбора Баланса Белого. Для того, чтоб оценить выбрал-ли фотоаппарат правильно Баланс Белого правильно, закроем часть кадра белым листом бумаги, так, чтоб он покрывал 25% фотографии — этого предостаточно, для того, чтоб корректно определить баланс белого.

Как мы видим, эта фотография хоть и не ужасна, но все равно цветовой баланс определен не совсем корректно — он смещен в сторону теплых тонов. Белый лист бумаги на снимке выглядит желтоватым, чем он есть на самом деле.

Прежде чем мы начнем корректировать снимок, изображенный выше, давайте посмотрим как будет выглядеть снимок, если автоматический баланс белого цвета определился не верно (в этом примере я умышленно выставил неверный баланс белого в своем фотоаппарате).

На следующем снимке, баланс белого, при тех-же условиях съемки, выставлен в «Лампа накаливания» (Цветовая температура гораздо теплее, чем непрямой солнечный свет, при котором я фотографировал):

Если баланс белого сместить сильно вправо, снимки получатся гораздо теплей, красней. Если баланс белого сместить влево — снимки приобретут зеленые, или синие тона.

Выбор каждого следующего пресета баланса белого отдалит нас от, или приблизит нас к тому, чтоб получить идеально белую бумажку, размещенную в кадре, но ни один из них не сможет сделать это на 100%, в том числе и автоматический режим.
Лучший способ получить идеальный баланс белого для конкретной сцены — это вручную настроить баланс белого фотоаппарата в соответствии с условиями освещенности данной сцены. Внизу меню выбора режима баланса белого, есть пункт «Предустановка баланса белого», в котором нужно выбрать соответствующий пункт, а затем сделать снимок на полный экран белой, или 18% серой карточки.

Если у вас нет белой/серой карточки, для большинства случаев вполне подойдет лист обычной белой бумаги.
Следующий снимок получен в режиме Предустановка баланса белого», в качестве эталонного белого листа был использован лист бумаги, использованный нами для оценки правильности баланса белого в предыдущих фотографиях:

Из всех сделанных ранее фотографий, эта получилась наиболее правильной, Лист бумаги белый, цвета игрушек и детской площадки имеют правильный оттенок.

Откалибровав фотоаппарат по белому листу, мы смогли получить идеально нейтральный цветовой баланс фотографии.

Когда идеальный баланс белого не нужен

На данном этапе мы подошли к очень важному моменту. В предыдущих фотографиях мы стремились получить снимки с идеально нейтральным балансом белого цвета, но вам он не всегда нужен. Например  бывает необходимо придать более теплые тона фотографии, что придаст им больше привлекательности, чем снимки в обычном режиме. Примером могут быть фотографии Кена Роквела, которые просто завораживают своим цветом и красками.

Целью данной статьи было показать, как настройки баланса белого могут повлиять на результирующее изображение и как откорректировать баланс белого, для того, чтоб получить снимки с правильной цветопередачей.

Теперь, вооружившись пониманием того, что такое цветовая температура и как настроить баланс белого, для управления ею, вы сможете создавать снимки, обладающие своей индивидуальностью, а не просто изображения с правильно переданным цветовым балансом. «Подогревайте» и «охлаждайте» снимки, для того, чтоб придать им большей выразительности. Случается много моментов, когда нужно подчеркнуть красноватый оттенок, который придают сцене лампы накаливания, или первые лучи восходящего солнца, которые придают снимку мягкость и теплоту.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <s> <u> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <hr> <dd> <sub> <sup>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Защита от СПАМ ботов. Подтвердите, пожалуйста, что вы человек.
15 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.